search

  Сегодня недруги и откровенные недоброжелатели Азербайджанской Республики, в роли которых чаще выступают армянские пропагандисты и их покровители, зациклившись на устоявшихся стереотипах в понимании базовых вопросов возникновения государств и наций, то и дело ставят вопрос о правомерности образования на территории Кавказа государства под названием Азербайджанская Республика.

       Обычно эти элементы обосновывают свою точку зрения тем, что в истории Кавказа до ХХ века не было известно государство под названием  Азербайджан и народ под названием азербайджанцы. Таким образом, делается попытка модернизации истории, перенесения реалий древнего и средневекового периода истории на современные представления о государстве.

 Хотелось бы напомнить этим неучам, что национальные государства являются продуктом Нового времени истории человечества. Это период, когда в результате буржуазных революций в странах Западной Европы и Северной Америки и последовавших за ними изменений в общественно-экономических формациях и развития капиталистических отношений возникли первые нации-государства в Англии, Франции, США и т.д. Этот процесс совпал с возникновением и централизацией государств, сложившихся на территориях с преимущественно этнически однородным населением, а сам термин "нация" приобрел здесь политический смысл - принадлежность людей к одному, "национальному", государству. Национальные государства обычно складывались в условиях, когда формирование наций и образование государства происходило одновременно, в связи с чем политические границы чаще всего совпадали с этническими.

  

   

    Данный сложный процесс развития пережил и Азербайджан. На протяжении многих веков на территории северного и южного Азербайджана существовали десятки государств, название которых чаще всего происходило от названия основавших их династий, или политического центра, вокруг которых они были созданы. Начиная с периода ослабления арабского господства в середине IX века, образовавшиеся на его окраинах государства Азербайджана управлялись мусульманскими династиями. Исключения составляли албанские княжества в Карабахе и Зангезуре, которыми правили династии, исповедовавшие христианство. К этому же периоду относится окончательное утверждение господства тюркского элемента в этническом составе населения Азербайджана.

    До 1918 года топоним "Азербайджан" имел физико-географическое значение. Данный термин в своем развитии прошел несколько этапов. Начало этого процесса совпало с возникновением на юге и севере страны древних государств - Атропатены и Албании. В это же время  начался процесс формирования азербайджанского народа, окончательно завершившийся уже в период массового притока в Азербайджан новых тюркских племен в период сельджукских и монгольских завоеваний.

 

Принято считать, что название топонима Азербайджан происходит от персидского Атурпатакан - от имени ахеменидского сатрапа Мидии  Атропата или Атропатская Мидия. Другое её название у античных авторов - Малая Мидия. От названия "Атурпаткан" через среднеперсидское "Адербадган" происходит современное название Азербайджан. Географически историческая Мидия Атропатена была расположена большей частью на территории нынешнего Иранского Азербайджана, охватывая также юго-восточные районы Азербайджанской Республики.

      Средневековые арабские географы толковали название Азербайджан по-другому, производя его от слов "азар" - огонь и "байкан" - хранитель, тем более что в Атропатене было действительно много зороастрийских храмов с горящими в них негасимыми огнями. Так, например, Якут аль-Хамави писал: "Некоторые полагают, что Азар означает "огонь" на пехлевийском языке, а байган - "сторож" или "хранитель огня" и таким образом слово означает "храм огня" или "хранитель огня", что ближе к истине, ибо храмов огня в этих краях было очень много".

  

  

      Накануне вторжения арабов в первой половине VII века, находясь в составе Сасанидской империи, Азербайджан как административная единица занимал территорию от Хамадана, Абхара, Занджана до Дербенда. О том, что северная граница Азербайджана при Сасанидах доходила до Дербенда, сообщает пехлевийская надпись на стенах этого города, составленная в 553 г. сасанидским марзбаном Азербайджана Барзиншем. Таким образом, территория Северного и Южного Азербайджана входила в состав единой административной единицы-марзбанства с центром в Ардебиле.  

 

     После завоевания страны арабы, как и сасаниды очень часто объединяли север и юг Азербайджана в одну административную единицу и образовывали одно наместничество, именовавшееся чаще всего "Азербайджан". В этом случае Азербайджан представлял собой большую страну, южной оконечностью которой был Хамадан, а северной - Дербенд. Арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди отмечал, что территория, к которой применялся топоним Азербайджан, расширялась и севернее Аракса. Муганскую степь на северо-востоке включал в Азербайджан также персидский автор Ибн Хордадбех.

      Азербайджанский историк XIX века Аббас Кули Ага Бакиханов связывал происхождение слова "Азербайджан" с именем знаменитого полководца Бабека, возглавлявшего восстание хуррамитов против Арабского халифата в этом регионе. Бакиханов в своём труде "Гюлистан-Ирам" писал: "Кажется, что название Азербайджан происходит от слова Азер-Бабаган, которое арабы произносят Азербабеджан, что значит: "огонь Бабека".

Как бы там ни было, огнепоклонство, сколько нам известно, получило своё начало в крае, называемом ныне Азербайджан".

Есть и другие версии. Известный азербайджанский историк, академик Играр Алиев отмечал, что хороним "Азербайджан" является закономерно измененной формой древнего Atarpatakan(a) и означал вовсе не "Страна огней", а "Атропатовская (принадлежащая Атропату земля)", также как "Лотарингия" - от имени короля Лотаря, "Узбекистан" - от имени Узбека, "Колумбия" - от имени Колумба и т. д.

       По мнению же известного ираниста М. Аткин, в период Сефевидов (1501-1736) название "Азербайджан" применялось ко всем мусульманским ханствам Восточного Кавказа, а также области к югу от реки Аракс. Согласно энциклопедии "Ираника", термин "Азербайджан" при Сефевидах (XVI-XVII вв.) использовался для обозначения некоторых территорий к северу от Аракса, административно подчинявшихся наместникам провинции Азербайджан.

  

  

 В период государства Надир шаха Афшара (1736-1747) территории Северного и Южного Азербайджана были объединены в единую административную единицу -  Азербайджан. После распада империи Надир шаха на территории данной административной единицы были созданы до двадцати малых и больших ханств, султанств, меликств. После прихода к власти в Персии династии Каджаров (1796-1925), её территория была разделена на четыре вилайета: Азербайджан (Южный Азербайджан), Хорасан, Фарс и Керман. Обычно правителем вилайета Азербайджан был наследник престола и его резиденцией был город Тебриз.

 

       Генеральный консул Великобритании в Персии Кит Эбботт сообщал в 1863 году, что "страна, известная персам как Азербайджан, поделена между ими и Россией, при этом последней принадлежит около пяти восьмых от общей площади, которая по грубым оценкам занимает территорию приблизительно в 80,000 квадратных миль, или примерно соответствует размеру Великобритании; таким образом, 50,000 квадратных миль - это протяженность части, принадлежащей России, и 30,000 остается за Персией".

 

      15-20 апреля 1917 года в Баку во время заседаний съезда мусульман Кавказа были услышаны открытые требования автономного статуса для Азербайджана в составе демократической России. Данные требования приобрели конкретное воплощение после образования в мае 1918 года Азербайджанской Демократической Республики. Таким образом, термин "Азербайджан" впервые был использован в качестве официального названия государства и приобрел политическое значение.

      А что же касается псевдонаучных умозаключений армян об истории азербайджанской государственности, то в отличие от них, азербайджанский народ на протяжение многих веков формировался в стабильном геополитическом и культурном пространстве, тогда как армяне за неимением своего государства вечно блуждали из одного государства в другое, пока твердо не осели, начиная с первой половины XIX века, на землях Северного Азербайджана, на части территории которого создали в 1918 году свое государство. Поэтому очередная армянская возня вокруг истории азербайджанской государственности полностью доказывает всю извращенность и несостоятельность их представлений о закономерностях исторического развития человеческого общества.

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана

 

    

 

6 сентября – день памяти всемирно известного азербайджанского ученого Лютфи Заде

6 сентября – день памяти всемирно известного азербайджанского ученого Лютфи Заде

Всемирно известный азербайджанский ученый, профессор Калифорнийского университета США,...

Мы гордимся Вами, дорогой Энвер муаллим!

Мы гордимся Вами, дорогой Энвер муаллим!

        Сегодня, 15 августа 2018 года исполнилось 95 лет славному...

"Историческая призма": Как Азербайджан стал Азербайджаном.

  Сегодня недруги и откровенные недоброжелатели Азербайджанской Республики, в роли которых...

Встреча с учеными из Азербайджана

Встреча с учеными из Азербайджана

        9 августа 2018 года  в  Санкт-Петербурге в...

Поздравляем Фуада муаллима!

Поздравляем Фуада муаллима!

Совет РОО "Азербайджанская диаспора Санкт-Петербурга" поздравляет Исполнительного директора...

  • 6 сентября – день памяти всемирно известного азербайджанского ученого Лютфи Заде

    6 сентября – день памяти всемирно известного азербайджанского ученого Лютфи Заде

    06.09.2018 15:23
  • Мы гордимся Вами, дорогой Энвер муаллим!

    Мы гордимся Вами, дорогой Энвер муаллим!

    15.08.2018 14:46
  • "Историческая призма": Как Азербайджан стал Азербайджаном.

    15.08.2018 10:53
  • Встреча с учеными из Азербайджана

    Встреча с учеными из Азербайджана

    15.08.2018 10:20
  • Поздравляем Фуада муаллима!

    Поздравляем Фуада муаллима!

    01.08.2018 19:11

     

 

 

 

    


 

 

 

Scroll Up